ЯПОНСКИЙ САД
вернуться к оглавлению
Японский сад стал излюбленным стилем малого сада. Это не случайно; японский сад невелик по площади, но его образ не исчерпывается театрализованным миниатюрным садиком с фонариками, мостиками и зонтиками. Каждая деталь сада в Японии имеет сложный внутренний смысл, а растения специфичны лишь для этой страны.
В Европе и тем более в средней полосе России нельзя использовать бананы, пальмы и орхидеи, растущие в Токио, но вполне можно заимствовать некоторые приемы оформления, например, мощение дорожек в виде имитации волн на песчаном или гравийном покрытии или символических каменные композиций.
Основной принцип японского сада - ощущение спокойствия и отдыха, созерцания природы и миниатюризация. Японские садовые мастера воспроизводят природу на небольшом участке сравнительно ограниченными средствами. Изображение природы в уменьшенном виде. стремление создать впечатление пространственной глубины ведет к изменению пропорций естественного масштаба, к применению карликовых деревьев и скал, т. е. к некоторой условности и романтизму.
Пейзаж, созданный в японском саду, далек от естественной природы. но образы этой природы, видоизмененные автором, положены в ослопу картины сада. Некоторые сады подобны иероглифам, но нужно уметь их читать. Направление и изгиб искусственно выращенной ветки дерева, величина, форма и положение камня, материал покрытий - все это в условной форме рассказывает о замысле автора.
Японский сад создает пространственное решение, наиболее близкое к современному понятию малого сада как части жилого дома. Даже его размеры, близкие к площади жилой комнаты производят впечатление интерьера. Японский сад при доме устраивается не для прогулки, а только для пассивного созерцания с определенной точки, обычно из окна или веранды дома, В связи с этим он должен рассматриваться как живописная картина в отличие от других садов, где весь ландшафт сада раскрывается постепенно, по мере движения по саду.
Японский сад компонуется главным образом из вечнозеленых деревьев, где зонтичная сосна - одна из ведущих пород. Виртуозное использование камней различных оттенков и форм создает в садах необычайное разнообразие. Порой несколько камней и горсть песка или покрытый мхом камень с далеких гор или осколок скалы с морского берега символизируют величие природы. Вода вводится в сад в виде озера, пруда, ручья или водопада, обогащая его композицию. Но японский сад может существовать и без воды.
В теории японского садового искусства существуют разные по сложности композиции. Наиболее простая - стиль Шин. более сложная - стиль Со и наиболее сложная - стиль Джио. Эти композиции рассматриваются в решениях двух типов садов - плоского и холмистого.
Плоский сад может создаваться из одного песка или гравия, мха и нескольких камней. Так, в саду Ройан-джи. который считается "одним из десяти прекраснейших садов всех времен" (по определению ландшафтного архитектора Дж. 0. Саймондса ), на фоне обработанного граблями гравия, изображающего море, расположена свободная композиция из пятнадцати камней и мха.
Холмистый сад может решаться без применения живого материала. Утесы, холмы, горы ближнего, среднего и дальнего плана, камни, изображающие морской берег, галька и песок как символ реки. Moгут создать сложные пейзажи, где направление течения воды и акцептирование деталей (обычно в одну сторону - слева направо) придают композиции определенный смысл.
Сочетание разнообразных камней создает определенное эмоциональное восприятие. Вертикально стоящий камень обозначает крутые горы, булыжник - мягкие склоны, речная галька изображает реку, морская галька море. Очень часто форме водоема тоже придается определенный символический смысл.
В применении к современному малому саду мы можем говорить не о японском стиле, а о создании сада по мотивам японского садового искусства, Японский садик на своем участке можно либо воплотить полностью, либо посвятить его оформлению небольшой фрагмент общей территории. Попробуйте выделить небольшое пространство, огородите его в "комнату" и устраивайтесь "по-японски".
В японском стиле можно выполнить внутренний дворик, но тогда и детали украшения дома обязаны поддержать общее настроение. Облик внутреннего дворика определяют зеленые тона листвы кустарников и серый цвет натуральных камней.
Место для уединённого отдыха отделено oт суетного внешнего мира высоким забором. Доминирующий элемент - вечнозеленое дерево. Гравийная дорожка приведет к простой каменной скамье, возле которой растет низкий декоративный кустарник.
Уголок для чайной церемонии необходим тем, кто предпочитает пить чай по-японски. Устройство такого уголка не отнимет много времени и не потребует от вас специальных навыков в садоводстве. Главное соблюдать меру. На деревянном помосте постелите соломенный мат, уголок отделите oт основной территории бамбуковым забором, по которому пустите виться красивоцветущую жимолость. На противоположной стороне уголка устройте бассейн, и близ него посадите невысокий декоративный кустарник - айву японскую. Вместо традиционных газонных трав советуем использовать почвопокровные растения.
Японский сад украшают антикварными предметами, каменными фонарями и вазами. Наиболее важные аксессуары стиля: бамбуковые ограждения (циновки и заборы), прохладные водоемы с переходом в виде отдельных камней или мостиков. Цветы в виде пятен-всплесков глубоких переливающихся тонов используются лишь изредка, когда они необходимы. Среди цветочных "японских" растении в России акклиматизировались хоста и астильба, но излюбленная японцами хризантема растет у нас плохо - можно заменить ее хризантемой корейской. Контейнеры и емкости для растений выполняются из керамики и других естественных материалов светлых тонов либо в виде деревянных плошек с рельефным рисунком. Могут использоваться такие детали, как занавески с узелками, мох под соснами - "деревьями долголетия". группы камней и каменные светильники.
В Японии каменный фонарик - неотъемлемый элемент каждого сада. Их ставят в определенных композиционных точках в комбинации с камнями, кустарниками, деревьями и прудами: у подножья горы, на острове, на берегу озера, около входа, у колодца и т.д. Фонарики освещают сад и служат архитектурным элементом, приятно контрастирующим с естественной природой. Они должны быть соразмерны с пространством, в которое вписываются. Японские светильники бывают нескольких видов: приземистые с широкой крышкой, в форме домика для любования покровом снега (юкими-гата), нарядные фонари на подставке (тачи-гата) и потайные фонарики (икекоми-гата). Различают два типа фонарей: на подставках и на ножках. Каменный фонарь на подставке состоит из следующих элементов: основания, пьедестала, держателя для светильника и навершия. Фонари, у которых отсутствует основание, верхушка и пьедестал, располагают прямо па земле.
Место установки фонаря выбирают на берегу водоема. Камни береговой линии контрастируют с вертикалью, а высокий кустарник на противоположном берегу уравновешивает ограниченное пространство малого сада.
Фонарь-светильник располагают у мостка перед чайным домиком. Такие фонари компонуются с вертикальными камнями на открытом пространстве, огражденном архитектурными объектами и высокой зеленью. Резервуар с водой для омовения (цукубаи), а также маленькие пагоды и резные каменные ступени придадут саду "японский" колорит, а азалия (рододендрон) и декоративная вишня (сакура) создадут иллюзию настоящего сада Страны восходящего солнца.
Современные стили малого сада - это эстетика и индивидуальность, Планировка, использование определенных растительных форм и сочетаний, типа мощения и оборудования, определяют выбор и характер современного стиля малого сада. Садовый стиль следует за изменением архитектурных стилей, но значительно отстает от них. Малый сад, зависящий от образа жизни его владельцев, их вкусов, поддавался влиянию моды. И возникали новые стили.
На верх
|